Home > Rules > Core Rulebook > Chapter 4: Skills

НАВЫКИ
Перевод от Вторая Редакция

В то время как Характеристики персонажа отображают его природный талант и потенциал, Навыки демонстрируют его подготовку и опыт выполнения определенных задач. Каждый Навык привязан к одной из Характеристик персонажа и используется для выполнения определенного ряда действий. Персонаж может получать ранги мастерства в Навыках из различных источников, в том числе за счет Происхождения (background) и Класса. В этой главе вы узнаете о Навыках, сферах их применения и действиях, для выполнения которых они могут использоваться.

Умение персонажа пользоваться Навыками может быть увеличено множеством различных способов, от тренировки акробатических трюков до изучения научных трудов и усердных репетиций перед выступлением. В процессе создания своего персонажа и по мере его продвижения по уровням вы сами выбираете, в каких Навыках и в какой момент он становится более тренированным. Некоторые Классы сильно зависят от определенных Навыков – например, Алхимик зависит от Ремесла (Crafting) – но для большинства Классов вы можете на 1-м уровне выбрать любые Навыки, которые хорошо подходят персонажу и его предыстории, а затем использовать опыт, полученный в приключениях и в свободное время (downtime), чтобы объяснить, как его Навыки улучшаются по мере повышения уровня персонажа.

На 1-м уровне персонаж получает ранг мастерства в ряде Навыков: обычно в двух Навыках за счет Происхождения, в одном-двух Навыках, строго определенных Классом, и нескольких Навыках из предлагаемых вашим Классом на ваш выбор. Эта подготовка увеличивает ваш ранг мастерства в этих Навыках до «Обучен» взамен «Не обучен» и позволяет вам использовать больше разнообразных действий с их помощью. Иногда вы можете получить обучение одному и тому же Навыку из нескольких различных источников – например, если ваше Происхождение (background) делает вас обученным Ремеслу (Сrafting), и вы выбрали класс Алхимика, который также предоставляет вам обучение Ремеслу. Каждый раз, когда вы получаете ранг мастерства «Обучен» в Навыке, которому уже «Обучены», вы вместо этого получаете этот ранг в любом другом Навыке по вашему выбору; однако в случае, если этот был Навык каким-то Знанием (Lore), выбираемый вами Навык обязательно должен быть каким-то другим Знанием (Lore).

УЛУЧШЕНИЕ НАВЫКОВ

По мере того, как ваш персонаж получает уровни, встречается два основных способа улучшить его Навыки: повышения Навыков и Черты Навыков. Описание вашего Класса содержит перечень уровней, на которых вы получаете эти улучшения.

ПОВЫШЕНИЯ НАВЫКОВ

Повышение Навыка увеличивает ваш ранг мастерства в выбранном вами Навыке. Вы можете использовать такое повышение, чтобы стать обученным в новом Навыке или чтобы повысить свой ранг мастерства в Навыке, которому вы обучались ранее (от Обучен до Эксперта на любом уровне, от Эксперта до Мастера на 7-м уровне или выше, и от Мастера до Легенды на 15-м уровне или выше). Если две разные способности должны сделать вас Экспертом, Мастером или Легендой в одном и том же Навыке, вы не можете выбрать другой Навык, чтобы стать Экспертом в нем – избыточные повышения просто не дают ничего.

ЧЕРТЫ НАВЫКОВ

Черты Навыков – это Общие Черты (general feat) определенного типа, которые обычно либо дают вам новый вариант использования Навыка, либо делают вас лучше в определенном способе использовании Навыка. Черты Навыков всегда имеют атрибут «навык». Черты приведены в Главе 5.

Каждый Навык привязан к определенной Характеристике. Вы добавляете модификатор этой Характеристики для проверок и определения СЛ, связанных с этим Навыком. Например, навык Скрытность (Stealth), позволяющий вам скрываться в тенях ночного города, использует ваш модификатор Ловкости, а навык Общество (Society), позволяющий вам ориентироваться в хитросплетениях дворцовых интриг, использует ваш модификатор Интеллекта, и так далее. Ключевые Характеристики Навыков отображаются в скобках после названий Навыков в описаниях на следующих страницах. Впрочем, в некоторых ситуациях Ведущий может счесть необходимым попросить вас использовать модификатор другой Характеристики для проверки какого-то Навыка или при определении его СЛ.

Действия, которые вы можете выполнять с помощью Навыков, делятся на две группы: те, которые вы можете использовать, будучи необученным, и те, для которых требуется обучение в Навыке, как показано в Таблице 4-1: Навыки, Ключевые Характеристики и Действия. В описании каждого Навыка действия этих двух групп описываются в разных разделах.

Действия Навыков, не требующие обучения, может использовать любой, но использовать действия, требующие обучения, вы можете только если обладаете рангом мастерства «Обучен» или выше в этом Навыке. Обстоятельство, состояние или эффект могут помешать вам выполнить действие Навыка вне зависимости от вашего ранга мастерства в Навыке, а иногда использование Навыка в конкретной ситуации может потребовать, чтобы вы имели более высокий ранг мастерства, чем указано в таблице. Например, даже Варвар, необученный Мистике (Arcana), может опознать конструкта удачной проверкой Мистики, чтобы Вспомнить Информацию (Recall Knowledge); однако Ведущий может рассудить, что Варвар не может Вспомнить Информацию (Recall Knowledge) о конкретных заклинаниях, используемых для создания подобного конструкта, так как это выходит за рамки знаний Варвара. Требует ли задача определенного ранга мастерства в Навыке, решает Ведущий.

Когда вы активно используете Навык – обычно выполняя одно из его действий – вы совершаете проверку Навыка: бросаете d20 и добавляете свой модификатор Навыка. Чтобы определить этот модификатор, сложите модификатор ключевой Характеристики этого Навыка, ваш бонус мастерства в этом Навыке и любые другие бонусы и штрафы.

Модификатор Навыка = модификатор ключевой Характеристики Навыка + бонус мастерства + другие бонусы + штрафы

Когда вы вносите модификатор в свой лист персонажа, вы должны записывать только те числа, которые применяются в любой ситуации – на 1-м уровне это обычно ваш модификатор Характеристики и бонус мастерства. На более высоких уровнях вы можете постоянно носить или использовать предметы, которые будут улучшать ваш модификатор Навыка. В таком случае вам стоит записать и их тоже.

Ведущий устанавливает СЛ проверки Навыков, используя рекомендации из Главы 10: Ведение Игры. Важнее всего запомнить пять базовых СЛ Навыков, которые представлены ниже.

Сложность задачиБазовая СЛ
Не обучены10
Обучены15
Эксперт20
Мастер30
Легенда40

Если что-то или кто-то проверяет ваше умение пользоваться Навыком, он совершает проверку против вашей СЛ Навыка, которая равна 10 плюс ваш модификатор Навыка. Для определения эффективности действия Навыка противостоящего существа СЛ Навыка работает так же, как любая другая СЛ.

См. Главу 9 для получения дополнительной информации о модификаторах, бонусах и штрафах.

БРОНЯ И НАВЫКИ

Некоторые виды брони накладывают штраф на определенные проверки и СЛ Навыков. Если существо носит доспехи, которые накладывают штраф на Навык, этот штраф применяется к проверкам и СЛ Навыков существа, основанным на Силе и Ловкости, если только действие не имеет атрибута «атака». Штрафы от брони подробно описываются в Главе 6: Снаряжение.

СЕКРЕТНЫЕ ПРОВЕРКИ

Иногда вы не должны знать, добились ли вы успеха при проверке Навыка. Если действие имеет атрибут «секрет», Ведущий совершает бросок вместо вас, после чего информирует вас о результате, не раскрывая ни результата броска, ни степени успеха. Обычно Ведущий проводит секретные проверки, когда ваши знания о результате не могут быть точны – например, когда вы ищете скрытое существо или объект, пытаетесь обмануть кого-то, переводите сложный отрывок древнего текста или пробуете вспомнить какую-то информацию. Таким образом вы, как игрок, не узнаете того, чего не должен знать ваш персонаж. Для действий с атрибутом «секрет» это правило используется по умолчанию, однако Ведущий может решить не использовать секретные проверки, если он предпочитает, чтобы некоторые или даже все броски были открытыми.

АКТИВНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ И СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ

Некоторые действия Навыков имеют атрибуты «свободное время» или «исследование». Исследовательские активности обычно занимают как минимум минуту, а активность свободного времени может занимать день, неделю или даже месяц. Эти активности обычно не могут быть использованы во время столкновения, хотя Ведущий может проигнорировать это ограничение. Если вы не уверены, есть ли у вас время, чтобы использовать одну из этих активностей, спросите вашего Ведущего.

Общие Действия Навыков – это действия Навыков, которые можно применять, используя различные Навыки. Когда вы используете общее действие Навыка, то, в зависимости от ситуации, вы можете использовать модификатор любого Навыка, который имеет это действие в перечне возможных.

Следующие правила подробно описывают Навыки. Заголовки содержат название Навыка и ключевую Характеристику этого Навыка в скобках. За кратким описанием Навыка следует список действий, которые вы можете использовать, если вы не обучены этому Навыку, и затем действия, которые вы можете выполнить, если вы обучены Навыку. Для некоторых действий перечисляются примеры задач для каждого ранга мастерства, чтобы дать вам лучшее представление о том, что вы можете выполнить по мере повышения вашего уровня в Навыках. Поскольку действия Навыка не являются исчерпывающими, могут быть случаи, когда Ведущий попросит вас выполнить проверку Навыка без использования какого-либо из перечисленных действий, или моменты, когда Ведущий попросит вас сделать бросок, используя модификатор другой Характеристики.

Большинство Навыков включают описание результата успеха и провала, а также эффекты критических успехов или критических провалов. Если описание критических эффектов отсутствует, считайте эти результаты за обычный успех или провал.