Проверки - pf2.ru
Войти

Проверки Checks Правила

Источник Основная книга игрока
Всякий раз, когда успех не гарантирован, например когда вы стараетесь поразить мерзкое чудище мечом, перепрыгнуть через пропасть или припомнить имя троюродного брата барона на пиру, вы совершаете проверку.
Проверки в Pathfinder бывают самые разные, от проверок навыков и атаки до испытаний, но совершаются они по одной и той же схеме.
  • 1. Бросьте d20 и определите все необходимые модификаторы, бонусы и штрафы.
  • 2. Посчитайте результат.
  • 3. Сравните его со сложностью (СЛ).
  • 4. Определите степень успешности проверки и её эффект.
Тип проверки и её СЛ зависят от ситуации, в которой вы оказались. Когда вы пытаетесь сразить чудовище мечом, вы совершаете проверку атаки против его класса брони (КБ), который выступает в роли СЛ попадания. Если вы перепрыгиваете через пропасть, то совершаете проверку Атлетики со СЛ, зависящей от расстояния, которое вы пытаетесь преодолеть. Когда вы вспоминаете имя троюродного брата, то совершаете проверку, чтобы Вспомнить информацию. При этом вы можете использовать навыки Общество или Знание (если у вас есть подходящее), и СЛ будет зависеть от того, насколько имя этого злосчастного родственника известно или насколько ваш персонаж был пьян, когда его намедни с ним знакомили.
Какую бы проверку вы ни совершали, вам нужно бросить d20 и достичь результата, равного или превышающего её СЛ. Подробнее совершение проверок описано ниже.

Этап 1. Бросьте D2O

Источник Основная книга игрока
Для начала бросьте d20. Затем определите все нужные модификаторы, бонусы и штрафы, которые применяются к броску. Модификатор может быть положительным или отрицательным, бонус всегда положительный, а штраф всегда отрицательный. Сумма всех модификаторов, бонусов и штрафов, применяемых к результату броска d20, называется общим модификатором.

Модификатор характеристики

Источник Основная книга игрока
К большинству проверок можно добавить модификатор характеристики. Модификатор характеристики представляет ваш потенциал в определённой области. От проверки зависит, какой именно модификатор характеристики применяется. Для ударов мечом используется модификатор Силы, а для того чтобы вспомнить имя злосчастного братца — модификатор Интеллекта.

Бонусы

Источник Основная книга игрока
Если при проверке используется что-то, в чём вы умелы, вы добавляете к результату бонус умения. Величина бонуса зависит от уровня вашего умения (неизученный, изученный, экспертный, мастерский и легендарный). Если параметр неизученный, ваш бонус +0 — вам приходится полагаться только на талант и бонусы из-за ситуации. В остальных случаях значение бонуса равно уровню вашего персонажа плюс число, зависящее от уровня умения. Если уровень умения изученный, то бонус равен вашему уровню + 2, и чем выше ваш уровень умения, тем больше получаемый бонус.
БОНУС УМЕНИЯ
Уровень уменияБонус умения
Неизученный0
ИзученныйВаш уровень + 2
ЭкспертныйВаш уровень + 4
МастерскийВаш уровень + 6
ЛегендарныйВаш уровень + 8
Также часто встречаются ещё три типа бонусов: ситуативные бонусы, бонусы предметов и бонусы состояний. Бонусы разных типов суммируются, но если у вас есть несколько бонусов одного типа, вы применяете только наибольший из них — они не суммируются. Так, если у вас есть бонус умения и бонус предмета, вы добавляете их оба к результату d20, но если у вас два бонуса предметов, которые можно применить к одной проверке, вы используете только наибольший из них.
Ситуативные бонусы обычно связаны с ситуацией во время проверки. Например, если вы решите совершить Поднятие щита, используя баклер, то получите ситуативный бонус +1 к КБ. Если бы вы решили совершить Поднятие щита в укрытии, то получили бы только ситуативный бонус +2 от укрытия, поскольку оба бонуса ситуативные, но у укрытия он выше.
Бонусы предметов вы получаете от магических или обычных предметов, которые носите или применяете. Например, броня даёт вам бонус предмета к КБ, а расширенная алхимическая лаборатория даст бонус предмета к проверке Ремесла при создании алхимических предметов.
Бонусы состояний обычно дают заклинания и другие магические эффекты, а также всё остальное, что накладывает на вас полезное (и часто временное) состояние. Например, заклинание 3 круга героизм даёт вам бонус состояния +1 к испытаниям и проверкам атаки, Внимания и навыков.

Штрафы

Источник Основная книга игрока
Штрафы практически аналогичны бонусам. У вас могут быть ситуативные штрафы, штрафы состояний, а иногда даже штрафы предметов. Как и в случае с однотипными бонусами, вы получаете только наихудший штраф каждого типа. Тем не менее к одному броску можно применять бонус и штраф одного типа. Например, если бы у вас был бонус состояния +1 от героизма, но и штраф состояния -2, потому что вы мучимы тошнотой, вы примените и то и другое, так что героизм всё равно будет действовать несмотря на то, что вас тошнит.
В отличие от бонусов, существуют и штрафы без типа, то есть не относящиеся ни к одному из трёх описанных типов. Такие штрафы, в отличие от остальных, всегда складываются между собой. Например, когда вы атакуете, вы получаете штраф за последовательные атаки для каждой атаки в свой ход после первой, а если атакуете цель за пределами шага дистанции своего оружия, то получаете штраф за дистанцию. Оба эти штрафа без типа, поэтому если вы совершите несколько атак по удалённой цели, то получите и штраф за дистанцию, и штраф за последовательные атаки.
Когда вы определили все подходящие модификаторы, бонусы и штрафы, переходите к следующему этапу.

Этап 2. Посчитайте результат

Источник Основная книга игрока
Здесь всё просто. Сложите между собой все модификаторы, бонусы и штрафы, которые определили на первом этапе, чтобы получить общий модификатор. Этот модификатор вы добавляете к выпавшему на d20 числу, чтобы получить итоговый результат проверки.

Этап 3. Сравните со СЛ

Источник Основная книга игрока
Этот этап может быть очень простым, а может поддерживать напряжение. Иногда вы будете знать сложность (СЛ) проверки. В подобных случаях она успешна, когда результат равен или превышает СЛ. Если результат меньше, это провал.
В других ситуациях вы можете не знать СЛ задачи. Чтобы переплыть реку, нужна проверка Атлетики, но конкретной СЛ у задачи нет — как узнать, удастся вам это или нет? Очень просто: вы сообщаете результат проверки ведущему, а он говорит, успех это, провал или что-то ещё. Вы можете выяснить СЛ путём проб и ошибок, но она периодически может изменяться, поэтому проще спросить у ведущего, успешна ли проверка, чтобы понять, были ли ваш результат равен или больше СЛ.

Вычисление СЛ

Источник Основная книга игрока
Когда кто-то или что-то совершает проверку против вас, вы не делаете встречных проверок и обычно защищаетесь параметром, у которого есть модификатор. Результат проверки сравнивается с фиксированной СЛ, зависящей от вашего соответствующего параметра. Ваша СЛ для параметра равна 10 + его общий модификатор. Так, если ваш модификатор Реакции равен +4, то ваша СЛ Реакции равна 14.

Этап 4. Степень успешности

Источник Основная книга игрока
Во многих случаях важно не просто знать, успешен ли результат проверки, но и насколько он успешен или нет. Крайне высокие и низкие результаты проверки могут привести к критическому успеху или провалу.
Проверка критически успешна, когда результат превышает СЛ на 10 и более. Если это была проверка атаки, вы наносите критический удар. Кроме этого, может произойти критический провал. Правила для критического провала точно такие же, но наоборот: если ваш результат меньше СЛ на 10 и более, это критический провал.
У некоторых способностей эффекты при критическом успехе или критическом провале более сильны. Например, Удар наносит двойной урон при критическом успехе. Если для эффекта не описаны критический успех или критический провал, они считаются обычным успехом или провалом.

Натуральная 1 и натуральная 20

Источник Основная книга игрока
Когда на d20 выпадает 20 (так называемая натуральная двадцатка), ваш результат считается на одну ступень лучше, чем обычно. Если на d20 выпадает 1 (так называемая натуральная единица), ваш результат считается на одну ступень хуже, чем обычно. Как правило, это означает, что натуральная 20 приводит к критическому успеху, а натуральная 1 — к критическому провалу. Тем не менее, если СЛ была очень высока, то, выбросив натуральную 20, вы можете получить обычный успех или даже обычный провал, если сумма 20 и вашего общего модификатора оказалась меньше СЛ на 10 и более. Соответственно, если модификатор вашего параметра настолько велик, что, прибавив его к 1, вы превысите СЛ на 10 и более, вы получите обычный успех даже в случае натуральной 1!
На степень успешности проверок могут влиять и некоторые способности. В случае если способность изменяет степень успешности проверки, эффекты натуральной 20 или 1 всегда применяются самыми первыми.

Проверки Атаки

Источник Основная книга игрока
Когда вы применяете действие Удар или атаку заклинанием, вы должны совершить проверку атаки. Проверки атаки бывают разными и во многом зависят от используемого вами оружия, но делятся на три основных типа: проверки атаки в ближнем бою, проверки дистанционной атаки и проверки атаки заклинанием. Последний тип проверок совершается несколько иначе, поэтому о нём более подробно рассказывается отдельно.
Для проверок атаки в ближнем бою по умолчанию используется модификатор Силы. Если вы используете оружие или атаку с дескриптором «фехтовальное», то можете вместо него добавлять модификатор Ловкости.
Результат проверки атаки в ближнем бою = бросок d20 + модификатор Силы (при желании — Ловкости для фехтовального оружия) + бонус умения + прочие бонусы + штрафы
Для проверок дистанционной атаки используется модификатор Ловкости.
Результат проверки дистанционной атаки = бросок d20 + модификатор Ловкости + бонус умения + прочие бонусы + штрафы
При атаке оружием (как ближнего боя, так и дистанционным) вы применяете бонус умения для используемого оружия. Уровень умения определяется вашим классом и может быть разным для разного оружия.
Применяемые к проверкам атаки бонусы бывают из разных источников. Ситуативные бонусы могут быть получены благодаря помощи союзника или благоприятному стечению обстоятельств. Заклинания и другие магические эффекты обычно дают бонусы состояний. Бонус предмета обычно получен от магического оружия, например от руны усиления (см. «Основную книгу ведущего»).
Помимо бонусов, к проверкам атаки применяются и штрафы. Ситуативные штрафы налагаются из-за рискованных действий или неблагоприятной ситуации, штрафы состояний вы получаете вследствие действия заклинаний и магии противника, а штрафы предметов применяются при использовании никудышных предметов. Кроме этого, при совершении атак могут добавляться штрафы без типа двух видов. Первый — штраф за последовательные атаки, второй — штраф за дистанцию. Первый применяется, когда вы в свой ход совершаете более одной атаки, а второй — при использовании дистанционного или метательного оружия. О каждом из них мы поговорим ниже.

Штраф за последовательные атаки

Источник Основная книга игрока
Чем больше атак после первой вы совершаете во время своего хода, тем менее точными они становятся — это называется штрафом за последовательные атаки. Второе действие атаки в течение вашего хода получает штраф -5, а третье и последующие — штраф -10. При подсчёте числа атак учитываются все проверки с дескриптором «атака», включая Удары, атаки заклинанием, действия навыков (такие как Толчок) и многие другие.
Оружие и способности могут снижать штраф за последовательные атаки. Так, оружие с дескриптором «быстрое» снижает штраф для второй атаки до -4, а для всех последующих — до -8.
Штраф за последовательные атаки
АтакаШтраф за последовательные атакиБыстрое оружие
Перваянетнет
Вторая-5-4
Третья и последующие-10-8

Штраф за последовательные атаки всегда рассчитывается для того оружия, которым вы совершаете атаку. Предположим, что одной рукой вы используете длинный меч, а второй — короткий меч (у которого есть дескриптор «быстрое»), и во время своего хода собираетесь совершить Удар трижды. Первый Удар штрафа не получит вне зависимости от используемого оружия. Второй Удар получит штраф -5, если вы применяете длинный меч, и штраф -4, если короткий. Штраф третьего Удара также будет зависеть от применяемого оружия: если Удар наносится длинным мечом, то -10, а если коротким, то -8. При этом неважно, какое оружие вы применяли до этого.
Штраф за последовательные атаки применяется только во время вашего хода, его не нужно учитывать для Внеочередной атаки или иных ответных действий, позволяющих совершить Удар не в свой ход.

Штраф за дистанцию

Источник Основная книга игрока
У дистанционного и метательного оружия есть шаг дистанции, за пределами которого вам сложнее попасть в цель (дистанция и шаг дистанции подробно описаны). Если цель находится в пределах указанного шага дистанции (так называемого первого шага дистанции), вы не получаете штрафа к проверке атаки. Если же цель находится дальше, вы получаете штраф -2 к проверке атаки за каждый шаг дистанции после первого. Максимальная дистанция атаки дистанционным или метательным оружием ограничена 6 шагами дистанции, но чем дальше цель от вас, тем сложнее в неё попасть.
Например, шаг дистанции арбалета — 120 футов, и вы можете атаковать цели в пределах этого расстояния, не получая штрафа за дистанцию. Атаки по целям дальше 120, но в пределах 240 футов получат штраф -2, на дистанции более 240 и в пределах 360 футов — штраф -4 и так далее вплоть до последнего шага дистанции на расстоянии более 600 и в пределах 720 футов, когда штраф за дистанцию достигнет -10.

Сравнение с КБ

Источник Основная книга игрока
Результат проверок атаки сравнивается с особой СЛ, называемой классом брони (КБ). Подробнее он описан далее.

Проверка атаки заклинанием

Источник Основная книга игрока
Если вы умеете творить заклинания, вам может понадобиться совершить проверку атаки заклинанием. Как правило, это происходит, когда заклинание совершает атаку против КБ существа.
Модификатор характеристики, используемый при атаке заклинанием, зависит от того, как вы получили заклинание. Если ваш класс даёт вам особенность заклинания, используется модификатор вашей ключевой характеристики (например, Интеллект для волшебника). Для врождённых заклинаний используется модификатор Харизмы, если они не получены благодаря способности, в описании которой указано иное. Для фокальных заклинаний и заклинаний, полученных из других источников, нужный модификатор характеристики указывается в описании способности, благодаря которой они получены. Если вы можете применять заклинания, полученные из разных источников или принадлежащие к разным традициям, может быть нужно использовать модификаторы разных характеристик для проверок атаки такими заклинаниями. Например, дварф-жрец с чертой народа Камнеходец будет использовать модификатор Харизмы при сотворении слияния с камнем, полученного от этой черты, поскольку это врождённое сакральное заклинание, но при сотворении заклинаний жреца, например излечения, будет применять модификатор Мудрости.
Если вы способны творить заклинания, у вас будет и уровень умения для атаки заклинанием, поэтому вы всегда будете применять бонус умения. К проверкам атаки заклинанием могут применяться ситуативные бонусы и бонусы состояний, а бонусы предметов будут встречаться редко. Штрафы применяются к проверкам атаки заклинанием точно так же, как и к остальным проверкам атаки, — штраф за последовательные атаки также учитывается.
Проверка атаки заклинанием рассчитывается следующим образом:
Результат проверки атаки заклинанием = бросок d20 + модификатор заклинательной характеристики + бонус умения + прочие бонусы + штрафы

СЛ заклинаний

Источник Основная книга игрока
Во многих случаях при сотворении заклинания вам не нужно будет совершать проверку атаки. Вместо этого все существа, выбранные в качестве цели заклинания или находящиеся в области его действия, будут проходить испытание против вашей СЛ заклинаний, чтобы определить, как заклинание на них подействовало. Ваша СЛ заклинаний рассчитывается следующим образом:
СЛ заклинаний = 10 + модификатор заклинательной характеристики + бонус умения + прочие бонусы + штрафы

Защита

Источник Основная книга игрока
Ряд параметров помогает вам защищаться от атак, заклинаний и опасностей в ходе приключений. Это класс брони и три испытания.

Класс Брони

Источник Основная книга игрока
Результат проверок атаки сравнивается с особой СЛ, называемой класс брони (КБ). Она определяет, насколько трудно противнику поразить вас своими Ударами и другими атаками. Как и в случае со всеми остальными проверками и СЛ, для успеха результат проверки атаки должен быть равен или превышать КБ, что, в свою очередь, позволит нанести урон. Класс брони рассчитывается следующим образом:
Класс брони = 10 + модификатор Ловкости (вплоть до значения макс. Лвк брони) + бонус умения + бонус предмета к КБ от брони + прочие бонусы + штрафы
Вы используете бонус умения для типа брони (лёгкой, средней или тяжёлой) или конкретной брони, что вы носите. Если вы не носите брони, то используете умение в защите без брони.
При определении КБ, как и при совершении проверок атаки, могут применяться бонусы из разных источников. Бонус предмета вам даёт сама броня, поэтому другие бонусы предметов к КБ обычно не применяются, но магическая броня может увеличить этот бонус предмета.
Штрафы к КБ также зависят от ситуации и различных эффектов. Ситуативные штрафы вы получаете в неблагоприятных ситуациях, а штрафы состояний — когда что-то мешает вашим способностям или когда ваша броня сломана. Штраф предмета вы получаете при ношении никудышной брони.

Испытания

Источник Основная книга игрока
Испытания делятся на три типа: Стойкости, Реакции и Воли. Испытания отвечают за вашу способность сопротивляться пагубным эффектам недугов, урона или состояний. К результату испытания всегда добавляется бонус умения. В зависимости от выбранного класса бонус умения для каждого испытания может различаться, но никогда не бывает ниже изученного. Благодаря определённым обстоятельствам или заклинаниям вы можете получить к испытаниям бонус состояния или ситуативный бонус, а укреплённая броня или другие магические предметы могут дать бонус предмета. Испытания Стойкости позволяют вам ослабить эффекты способностей и недугов, пагубно влияющих на ваше тело и физическое здоровье. Для расчёта результата таких испытаний используется модификатор Выносливости.
Результат испытания Стойкости = бросок d20 + модификатор Выносливости + бонус умения + прочие бонусы + штрафы
Испытания Реакции определяют, насколько быстро вы способны отреагировать на ситуацию и насколько ловко вы можете избежать направленных на вас эффектов. Для расчёта результата таких испытаний используется модификатор Ловкости.
Результат испытания Реакции = бросок d20 + модификатор Ловкости + бонус умения + прочие бонусы + штрафы
Испытания Воли показывают, насколько хорошо вы сопротивляетесь эффектам, поражающим ваш разум и дух. Для расчёта результата таких испытаний используется модификатор Мудрости.
Результат испытания Воли = бросок d20 + модификатор Мудрости + бонус умения + прочие бонусы + штрафы
Иногда вам может потребоваться узнать вашу СЛ для определённого испытания (например, при попытке Захвата). СЛ испытания равна 10 + общий модификатор этого испытания.
В большинстве случаев для прохождения испытания не требуется ни совершать действий, ни тратить ответное действие, необязательно даже быть способным действовать в принципе. Тем не менее в редких случаях для прохождения испытания может быть нужно совершить действие. Например, чтобы попытаться избавиться от состояния тошноты, вам нужно потратить действие, чтобы пройти испытание Стойкости.

Обычные испытания

Источник Основная книга игрока
Иногда текст правил может потребовать обычное испытание. Это испытание совершается точно так же, как и любое другое, «обычные» в нём только эффекты. При прохождении обычного испытания вы совершаете проверку и определяете степень успешности, после чего в зависимости от неё применяется один из описанных ниже результатов. При этом абсолютно неважно, что заставило вас пройти испытание. Некоторые заклинания и способности могут добавлять дополнительные эффекты при определённом результате, но всё равно используют обычные испытания для краткости.
Критический успех вы не получаете урона от эффекта.
Успех вы получаете от эффекта половину указанного урона.
Провал вы получаете от эффекта полный указанный урон.
Критический провал вы получаете от эффекта урон вдвое больше указанного.

Внимание

Источник Основная книга игрока
Внимание отражает вашу способность следить за происходящим вокруг. У каждого существа есть Внимание, которое основано на его способах восприятия и ограничено ими. Когда вам нужно совершить проверку, требующую бдительности или наблюдательности, вы совершаете проверку Внимания. Для расчёта результата проверки Внимания используется модификатор Мудрости:
Результат проверки Внимания = бросок d20 + модификатор Мудрости + бонус умения + прочие бонусы + штрафы
Все существа, за редким исключением, умелы во Внимании как минимум на изученном уровне, поэтому к его модификатору практически всегда применяется бонус умения. Кроме этого, к результату могут применяться ситуативные бонусы (если ситуация особенно благоприятная) и бонусы состояний (от заклинаний и других магических эффектов). Предметы тоже могут давать бонус к Вниманию, но обычно лишь в определённых ситуациях. Так, качественная подзорная труба даст бонус предмета +1 к Вниманию, но лишь при попытках разглядеть что-либо на большом расстоянии. Ситуативные штрафы к Вниманию также возможны в случае, когда ситуация или окружающая среда (например, туман) ограничивает ваши способы восприятия, а штрафы состояний, как правило, вызваны состояниями, заклинаниями и магическими эффектами, мешающими восприятию. Штрафы без типа и штрафы предметов крайне редко применяются ко Вниманию.
Результат многих способностей сравнивается с вашей СЛ Внимания, чтобы определить, успешны они или нет. Ваша СЛ Внимания равна 10 + общий модификатор вашего Внимания.

Проверка Внимания для инициативы

Источник Основная книга игрока
Ваше место в порядке инициативы часто определяется проверкой Внимания. При совершении проверки инициативы результаты проверок участников сцены сравниваются не со СЛ, а друг с другом. Первым ход совершает участник с наивысшим результатом, затем — остальные участники в порядке убывания результатов. В некоторых случаях для определения инициативы придётся совершать проверку навыка, но её результат будет сравниваться точно таким же образом. Подробнее об инициативе рассказывается далее.

Проверки навыков

Источник Основная книга игрока
В Pathfinder персонажи используют разнообразные навыки, такие как Атлетика, Медицина или Оккультизм. Каждый из навыков даёт вам набор связанных с ним действий, для которых требуется проверка навыка. У каждого навыка есть ключевая характеристика, от которой он зависит. Так, Атлетика отвечает за действия, связанные с применением физической силы, например плавание и прыжки, поэтому её ключевая характеристика — Сила. Медицина отвечает за способность диагностировать заболевания и лечить раны и недуги, поэтому её ключевая характеристика — Мудрость. Ключевая характеристика для каждого навыка указана в его описании в главе 4. Вне зависимости от используемого навыка результат проверки рассчитывается одинаково:
Результат проверки навыка = бросок d20 + модификатор ключевой характеристики навыка + бонус умения + прочие бонусы + штрафы
Вы вряд ли изучите все доступные навыки. Если навык вами не изучен, ваш бонус умения для него равен +0. В остальных случаях бонус умения равен вашему уровню + 2, если навык изучен, но может быть и больше, если ваш уровень умения выше. Обратите внимание, что бонус умения для каждого навыка свой. Помощь товарища или благоприятное стечение обстоятельств могут дать вам ситуативный бонус. Бонус состояния можно получить от заклинания или магического эффекта. Некоторые инструменты, подходящие для применения навыка, могут давать бонус предмета к его проверке. Верно и обратное: неблагоприятные ситуации могут дать ситуативный штраф, а вредоносные заклинания, магия и состояния могут наложить штраф состояния. При использовании никудышных или импровизированных инструментов вы можете получить штраф предмета. В некоторых случаях действие навыка может быть атакой, в этом случае к нему применим штраф за последовательные атаки.
Когда для применения способности нужна СЛ определённого навыка, вы рассчитываете её по формуле 10 + ваш общий модификатор этого навыка.