Введение
Существа в игре
Игроки вживаются в роли своих героев, а на плечи ведущего ложится задача по отыгрышу всех остальных существ. В этом разделе приведены основные правила применения существ из этой книги. Мы расскажем, как читать и понимать параметры существ, чтобы иметь представление о том, на что существо способно в сражении как враг или союзник и как оно ведёт себя в мирной ситуации. Кроме того, здесь же приведены общие советы по отыгрышу существ, чтобы сделать их более живыми и органично вписать в созданный вами мир.
Блок параметров существа
Все важные параметры существа представлены отдельным блоком — совсем как параметры черт, заклинаний и магических предметов. Тем не менее блок параметров существ более объёмный, поскольку параметров и способностей у них больше, и в ряде случаев они описаны в особых разделах.
Под названием и уровнем существа указываются его дескрипторы: первым часто идёт дескриптор редкости, но для существ обычной редкости он не указывается. Далее следует мировоззрение в виде аббревиатуры (ПД означает принципиальное доброе, Н — нейтральное, ХЗ — хаотичное злое и так далее). Затем указывается размер существа (маленький, небольшой, средний, крупный, огромный или исполинский), а после — все остальные дескрипторы в алфавитном порядке. Полный список встречающихся в книге дескрипторов приведён в разделе «Дескрипторы существ», туда же включены некоторые дескрипторы из «Основной книги правил».
Рядом с названиями доступных существу действий и занятий указаны символы, обозначающие требуемое количество действий. Существо всегда обладает достаточными уровнями умения и иными способностями, требуемыми для использования того, что перечислено в его блоке параметров. Так, существу-заклинателю доступно занятие Сотворение заклинания, также существа всегда умеют обращаться с указанными в их блоке параметров предметами.
Некоторые из способностей указаны в блоке параметров кратко: их подробное описание приведено в глоссарии способностей существ.
Внимание здесь указывается модификатор Внимания существа и перечисляются его особые способы восприятия.
Языки здесь перечислены языки, на которых подобные существа обычно говорят, и связанные с общением особые способности. Если этот раздел отсутствует, существо неспособно общаться с другими существами посредством языков и не понимает их.
Навыки здесь перечислены навыки, в которых существо умело на изученном или более высоком уровне. Для неизученных навыков используйте модификатор соответствующей характеристики.
Модификаторы характеристик здесь указаны модификаторы характеристик существа.
Снаряжение всё особое снаряжение существа.
Способности взаимодействия здесь перечислены особые способности, влияющие на то, как существо воспринимает окружающий мир и взаимодействует с ним.
КБ класс брони существа и все особые бонусы к нему. Испытания: значения модификаторов испытаний с указанием особых бонусов в скобках после каждого. Особые бонусы ко всем трём испытаниям против определённых эффектов указываются после всех испытаний.
ПЗ пункты здоровья существа и все автоматические способности, влияющие на ПЗ или исцеление. Невосприимчивость. Уязвимость. Устойчивость: в этом разделе перечислены все невосприимчивости, уязвимости и устойчивости существа.
Автоматические способности здесь перечислены все ауры, способности существа, автоматически влияющие на его защиту, и тому подобное.
Ответные способности здесь перечислены все свободные и ответные действия, которые обычно применяются во время хода других существ.
Скорость наземная скорость существа, а также дополнительные скорости и способности для перемещения при их наличии.
В ближнем бою (дескрипторы; для некоторых дескрипторов оружия, например «смертоносное», приведены и необходимые расчёты): здесь указывается название оружия или безоружной атаки, используемых существом для нанесения Ударов в ближнем бою, затем указывается модификатор атаки и дескрипторы (в скобках). В модификаторе атаки уже учтены влияющие на него способности или снаряжение существа, например руна +1 усиления оружия. Затем указывается урон (величина, тип в скобках и дополнительные эффекты) или эффект (если Удар не наносит урона).
Дистанционная : аналогично атакам в ближнем бою, но в этом разделе дополнительно указывается максимальная дистанция или шаг дистанции, а также дескрипторы. Урон аналогичен урону атак в ближнем бою.
Заклинания здесь указывается магическая традиция и отмечено, спонтанные заклинания или подготовленные. Затем указывается СЛ заклинаний (и модификатор атаки заклинанием, если требуется проверка атаки). Заклинания перечислены по кругам, от наивысшего до фокусов. Если заклинание подготовлено несколько раз, в скобках указывается количество, например (х2). Для спонтанных заклинаний после каждого круга указывается количество доступных ячеек заклинаний.
Врождённые заклинания перечисляются аналогично обычным, но в их список могут входить постоянные, неограниченные и фокальные заклинания. Если у существа есть фокальное заклинание в качестве врождённого, для его сотворения не требуются ФП и оно сотворяется аналогично прочим врождённым заклинаниям с ограниченным числом применений. Если заклинание можно использовать неограниченное число раз, после его названия в скобках указывается «неограниченно». Завершают список постоянные заклинания, отсортированные по кругам.
Фокальные заклинания если у существа есть фокальные заклинания, в этом разделе указывается их круг, запас ФП существа, СЛ заклинаний и непосредственно сами заклинания.
Ритуалы здесь перечисляются ритуалы, которые существо может совершать.
Атакующие или активные способности здесь в алфавитном порядке указываются все действия, занятия и прочие способности существа, автоматически влияющие на атаки, а также свободные и ответные действия, срабатывающие во время хода существа.
Отыгрыш существ
У каждого существа, будь то противник или потенциальный друг, есть свой взгляд на вещи, который может весьма отличаться от мировосприятия героев. При отыгрыше существ важно представлять себе, как они воспринимают окружающий мир с точки зрения доступных им чувств, среды обитания и анатомии. В описании каждого существа приведено немного информации о его мировоззрении, стремлениях, среде обитания и обществе. Любые сведения из описания существа можно использовать для его отыгрыша в бою или мирной обстановке. Вы можете как ограничиться чем-то относительно несложным вроде различия в речевых оборотах (и заменить «встал не с той ноги» на «подтянулся не тем щупальцем»), так и подробно проработать существо, определив его цели, желания и мечты. Если вы поймёте отыгрываемое существо, то будете знать, как оно поведёт себя в бою и будет ли готово сдаться или сбежать, если запахнет жареным.
Изменение существ
Время от времени вам может потребоваться изменить существо, чтобы лучше вписать его в историю или приспособить к конкретным обстоятельствам. В этом разделе мы опишем основные подходы к изменению существ — в том числе и быстрые, с помощью которых можно быстро скорректировать уровень существа. Кроме того, вам может понадобиться изменить языки существа или его снаряжение или узнать его уровень умения в навыке или Внимании.
Боевые параметры
Параметры описанных в книге существ соответствуют их уровню. Во многих случаях вы можете внести незначительные изменения (элитные или ослабляющие), чтобы наскоро увеличить или уменьшить уровень существа на 1.Элитные и ослабляющие изменения лучше всего работают для существ, полагающихся на физические атаки. Они изменяют числовые параметры сильнее, чем обычное повышение в уровне, чтобы компенсировать отсутствие новых особых способностей. Если применить такое изменение к одному и тому же существу многократно, параметры перестанут соответствовать его уровню. Ярче всего эффект этих изменений проявляется для низкоуровневых существ: сделав существо -1 уровня элитным, вы приблизите его к 1 уровню, а сделав существо 1 уровня ослабленным — приблизите его к -1 уровню.
Если существо полагается на заклинания или небоевые способности, то, как правило, нуждается в более точных изменениях этих способностей и заклинаний.
Элитные изменения
Иногда вам нужно сделать существо чуть сильнее, чтобы усложнить тривиальную задачу или продемонстрировать, что отдельное существо сильнее сородичей. Это сделать несложно, достаточно применить к его параметрам элитные изменения:
- КБ, модификаторы атак и навыков, СЛ, Внимание и испытания существа увеличиваются на 2.
- Урон Ударов и других атакующих способностей существа увеличивается на 2. Если число или частота использования способности ограничены (как в случае заклинаний или губительного дыхания), её урон вместо этого увеличивается на 4.
- ПЗ существа увеличиваются в зависимости от начального уровня (см. ниже).
Элитные изменения
Начальный уровень | Увеличение ПЗ |
1 или ниже | 10 |
2-4 | 15 |
5-19 | 20 |
20 и выше | 30 |
Ослабляющие изменения
Иногда вам нужно сделать обычное существо чуть слабее, чтобы упростить сложную задачу или продемонстрировать, что отдельное существо слабее сородичей. Это сделать несложно, достаточно применить к его параметрам ослабляющие изменения:
- КБ, модификаторы атак и навыков, СЛ, Внимание и испытания существа уменьшаются на 2.
- Урон Уваров и других атакующих способностей существа уменьшается на 2. Если число или частота использования способности ограничены (как в случае заклинаний или губительного дыхания), её урон вместо этого уменьшается на 4.
- ПЗ существа уменьшаются в зависимости от начального уровня (см. ниже).
Ослабляющие изменения
Начальный уровень | Уменьшение ПЗ |
1-2 | -10 |
3-5 | -15 |
6-20 | -20 |
21 и выше | -30 |
Языки
В соответствующем разделе блока параметров перечисляются языки, которые подобные существа обычно знают. Тем не менее вы можете изменить их список для конкретного существа. Например, если оно хочет общаться с жителями региона своего обитания или хотя бы понимать их, оно, скорее всего, будет знать язык, на котором они говорят. Чаще всего это всеобщий язык, но вы можете добавить и другой, который более подходит для места обитания существа (например, подземный, если существо живёт в Темноземье).
Обитатели других планов вряд ли знают языки обитателей Материального плана, если только часто его не посещают. Если такое создание знает язык смертных, оно, скорее всего, заинтересовано в общении с ними. Чаще всего это снова всеобщий язык, но не забывайте, что существо должно говорить на нём лишь в случае, если часто посещает мир и регион, где разворачиваются события вашей игры, или, по крайней мере, занимается его изучением.
Снаряжение
Некоторые существа полагаются на своё снаряжение, например оружие и доспехи. Вам могут понадобиться параметры существа, лишившегося снаряжения. Например, его могут разоружить, застигнуть врасплох без доспехов или вывести из строя один из его магических предметов рассеиванием магии. В большинстве случаев достаточно импровизации, но, если вам нужна точность, ознакомьтесь с советами ниже.
Если существо лишилось своего оружия, оно может выхватить новое или использовать безоружную атаку. Если оно совершает Удар, который не описан в блоке параметров, выберите у него максимально похожий Удар, уменьшите модификатор атаки на 2 и используйте кость урона нового Удара. Если существо должно совершить безоружную атаку, а в блоке параметров она не описана, используйте параметры кулака. Если существо теряет оружие с руной усиления оружия, то в случае использования запасного оружия обычно нужно уменьшить модификатор атаки на 2 и вычесть бонус руны усиления оружия. Так, если у существа отняли +1 булаву, для нового Удара модификатор атаки уменьшится не на 2, а на 3.
Если у существа нет брони, найдите её название в списке снаряжения и уменьшите КБ существа на бонус предмета такой брони. Если на броне была руна усиления, существо лишится и её бонуса; так, если в параметрах учтена +2 кольчуга, КБ существа без брони уменьшится не на 4, а на 6. Если на броне была укреплённая руна, испытания существа также снизятся на величину её бонуса (на 1 для укреплённой руны, на 2 — для улучшенной укреплённой и на 3 — для высшей укреплённой).
НАВЫКИ, ВНИМАНИЕ И УМЕНИЯ
В некоторых ситуациях, например когда существо пытается обезвредить установленную героем ловушку, вам нужен его уровень умения в навыке. Все указанные в блоке параметров навыки считаются для существа изученными. Существа созданы не по тем же правилам, что и герои, так что, если какой-то навык в их параметрах не указан, он ими не изучен. Когда существо достигает примерно 5 уровня, все указанные в блоке параметров навыки становятся для него экспертными, около 9 уровня — мастерскими, а примерно на 17 уровне — легендарными. Существу может потребоваться определённый уровень умения во Внимании, чтобы что-либо заметить. Многие существа изначально умелы во Внимании на экспертном уровне, по достижении примерно 7 уровня повышают уровень умения до мастерского, а около 13 уровня — до легендарного.
Если существу, по вашему мнению, нет равных во Внимании или определённом навыке (как, например, Обман у доппельгангера), вы можете дать ему более высокий уровень умения.