глава 4. навыки
Характеристики персонажа определяют его основные качества и потенциал, а навыки демонстрируют, насколько персонаж опытен и умел в выполнении определённых задач. Каждый навык связан с одной из характеристик и используется при совершении связанных с ним действий. Умение в навыке зависит от нескольких составляющих, в том числе от класса персонажа и его происхождения. В этой главе вы узнаете о навыках, их применении и действиях, для которых они нужны.
Персонаж осваивает навыки, изучая и практикуя их, например упражняясь в акробатике, изучая научные труды или репетируя перед выступлением. При создании персонажа и при повышении в уровне вы можете решить, какие навыки персонажа улучшатся и когда именно это произойдёт. Для некоторых классов навыки особенно важны: барду не обойтись без Исполнения, но для большинства других классов вы можете выбирать навыки, наиболее подходящие им по теме, духу и выбранному на 1 уровне происхождению, а после использовать опыт, полученный в ходе приключений и в свободное время, чтобы при повышении в уровне улучшить их.
На 1 уровне персонаж изучает ряд навыков: обычно два навыка благодаря происхождению и несколько навыков в соответствии с описанием класса. Изучение превращает эти навыки из неизученных в изученные и позволяет использовать большее количество связанных с ними действий. Иногда вы можете изучить один и тот же навык благодаря нескольким разным источникам, например если вы изучили Выживание благодаря происхождению и выбрали класс следопыта, который тоже делает Выживание изученным. Если один и тот же навык многократно становится для вас изученным, то каждый раз после первого вы вместо этого изучаете любой другой навык по своему выбору (хотя если навык был Знанием, то новый выбираемый навык также должен быть Знанием).
Действия навыка, доступные без изучения, может совершать кто угодно, но остальные действия становятся доступны лишь в случае, если навык вами хотя бы изучен. Особые обстоятельства, состояния или эффекты могут препятствовать использованию действия навыка вне зависимости от того, насколько вы в нём умелы, а иногда ситуация требует более высокого уровня умения, чем указанное в таблице требование. Например, воин без умения в Мистицизме может опознать конструкцию, если ему повезёт с проверкой Мистицизма при попытке Вспомнить информацию, но ведущий может решить, что поверхностных знаний воина явно недостаточно, чтобы узнать заклинания, использованные для создания конструкции. При определении требуемого уровня умения в навыке для определённой задачи последнее слово остаётся за ведущим.
Ведущий устанавливает СЛ проверки навыка, руководствуясь правилами из «Основной книги ведущего». В основном важнее всего не забывать о пяти вариантах базовой СЛ в таблице ниже. На них можно ориентироваться для определения успешности большинства задач.
Когда кто-то или что-то проверяет ваш навык, они совершают проверку против СЛ вашего навыка, равной 10 плюс модификатор вашего навыка. СЛ навыка следует тем же правилам, что и обычная СЛ, позволяя определить эффект встречной проверки навыка другого существа.
На 1 уровне персонаж изучает ряд навыков: обычно два навыка благодаря происхождению и несколько навыков в соответствии с описанием класса. Изучение превращает эти навыки из неизученных в изученные и позволяет использовать большее количество связанных с ними действий. Иногда вы можете изучить один и тот же навык благодаря нескольким разным источникам, например если вы изучили Выживание благодаря происхождению и выбрали класс следопыта, который тоже делает Выживание изученным. Если один и тот же навык многократно становится для вас изученным, то каждый раз после первого вы вместо этого изучаете любой другой навык по своему выбору (хотя если навык был Знанием, то новый выбираемый навык также должен быть Знанием).
КЛЮЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Каждый навык связан с одной из характеристик. При использовании навыка вы добавляете модификатор этой характеристики к результатам проверок и СЛ. Например, скользя среди теней ночного города с помощью Скрытности, вы будете использовать модификатор вашей Ловкости, а при использовании Общества для участия в дворцовых интригах и светских раутах — модификатор Интеллекта. Ключевая характеристика для каждого навыка указана в таблице, а также вынесена в скобки после названия навыка в его описании. По решению ведущего при использовании навыка в определённой ситуации он может попросить добавлять модификатор другой характеристики при совершении проверки навыка или при определении СЛ навыка.ДЕЙСТВИЯ НАВЫКОВ
Действия, доступные для совершения при использовании определённых навыков, делятся на требующие и не требующие изучения этого навыка и перечислены в отдельных разделах в описании навыка.Действия навыка, доступные без изучения, может совершать кто угодно, но остальные действия становятся доступны лишь в случае, если навык вами хотя бы изучен. Особые обстоятельства, состояния или эффекты могут препятствовать использованию действия навыка вне зависимости от того, насколько вы в нём умелы, а иногда ситуация требует более высокого уровня умения, чем указанное в таблице требование. Например, воин без умения в Мистицизме может опознать конструкцию, если ему повезёт с проверкой Мистицизма при попытке Вспомнить информацию, но ведущий может решить, что поверхностных знаний воина явно недостаточно, чтобы узнать заклинания, использованные для создания конструкции. При определении требуемого уровня умения в навыке для определённой задачи последнее слово остаётся за ведущим.
ПРОВЕРКИ НАВЫКОВ И СЛ НАВЫКОВ
Когда вы активно используете навык, особенно совершая одно из его действий, вам может потребоваться пройти проверку навыка: бросить d20 и прибавить к результату модификатор навыка. Модификатор определяется следующим образом: вы складываете модификатор ключевой для навыка характеристики, бонус умения для навыка и другие бонусы и штрафы.
Модификатор Навыка = модификатор ключевой характеристики навыка + бонус умения + прочие бонусы + штрафы
Когда вы будете записывать модификатор на бланк персонажа, отмечайте только постоянные значения — как правило, на 1 уровне это модификатор характеристики и бонус умения. На более высоких уровнях вы практически постоянно будете носить и использовать предметы, дающие бонусы предметов к навыкам, — их тоже стоит записать. Ведущий устанавливает СЛ проверки навыка, руководствуясь правилами из «Основной книги ведущего». В основном важнее всего не забывать о пяти вариантах базовой СЛ в таблице ниже. На них можно ориентироваться для определения успешности большинства задач.
Базовая СЛ
Уровень умения | Базовая СЛ |
Неизученный | 10 |
Изученный | 15 |
Экспертный | 20 |
Мастерский | 30 |
Легендарный | 40 |
Когда кто-то или что-то проверяет ваш навык, они совершают проверку против СЛ вашего навыка, равной 10 плюс модификатор вашего навыка. СЛ навыка следует тем же правилам, что и обычная СЛ, позволяя определить эффект встречной проверки навыка другого существа.