глава 7. заклинания
Мир Pathfinder пронизан фантастической и чудесной магией, которую можно встретить буквально повсюду: в могущественных артефактах, загадочных существах и, конечно же, заклинаниях. Из этой главы вы узнаете, как именно работают заклинания и как заклинатели их подготавливают и творят.
ЯЧЕЙКИ ЗАКЛИНАНИЙ
Персонажи, принадлежащие к классам заклинателей, могут каждый день сотворить лишь определённое число заклинаний. Количество ежедневно доступных вам для сотворения заклинаний называется вашими ячейками заклинаний. Так, на 1 уровне у персонажа есть лишь небольшое количество ячеек заклинаний 1 круга, но по мере роста в уровне он будет получать новые ячейки заклинаний, в том числе и для заклинаний более высоких кругов. Круг заклинания, от 1 до 10, указывает на его силу.подготовленные заклинания
Заклинатели, которые подготавливают заклинания, например волшебники, друиды и жрецы, должны ежедневно тратить время на подготовку заклинаний, которые собираются применять в этот день. В начале вашей ежедневной подготовки вы выбираете определённое количество заклинаний каждого круга в зависимости от класса и уровня персонажа, и эти заклинания остаются подготовленными до тех пор, пока вы их не сотворите или пока не будете снова подготавливать заклинания.Каждое подготовленное заклинание после одного сотворения расходуется, поэтому, если вы хотите применить его несколько раз в течение дня, его потребуется подготовить несколько раз. Исключением из этого правила являются заклинания с дескриптором «фокус»: подготовив их единожды, вы можете неограниченно применять их до следующей подготовки заклинаний.
Вы можете получить способность, которая позволит вам менять уже подготовленные заклинания или пользоваться другими элементами подготовки заклинаний в другое время в течение дня, но всё это не учитывается при расчёте длительности эффектов, действующих до следующей подготовки заклинаний: в расчёт берётся только ваша ежедневная подготовка.
спонтанные заклинания
Спонтанные заклинатели, например барды, не подготавливают заклинания и выбирают, под какое заклинание из репертуара использовать ячейку, когда решают его сотворить. Такие заклинатели могут более гибко подстраиваться под ситуацию, но количество заклинаний в их репертуаре невелико и определяется классом и уровнем персонажа. Во время ежедневной подготовки спонтанные заклинатели восстанавливают все ячейки заклинаний, но не могут изменить репертуар заклинаний.повышенные заклинания
И спонтанные заклинатели, и те, кто подготавливает заклинания, могут сотворить заклинание на более высоком круге по сравнению с тем, что указан в его описании. Это называется повышением заклинания. Заклинатель, который подготавливает заклинания, может повысить заклинание, подготовив его в ячейке более высокого круга, а спонтанный заклинатель может просто при сотворении потратить ячейку более высокого круга при условии, что ему известен вариант заклинания этого круга (см. «Повышенные спонтанные заклинания» ниже). Когда вы повышаете заклинание, его круг повышается до круга ячейки, которую вы использовали для его подготовки или сотворения. Повышение полезно для любого заклинания, поскольку ряд эффектов, например нейтрализация, зависят от круга заклинания.Кроме того, повышенные варианты многих заклинаний могут обладать и дополнительными эффектами, например увеличенным уроном. Подобные преимущества описываются в конце блока параметров заклинания. В некоторых блоках параметров в разделах «Повышенное» указаны значения одного или нескольких кругов, на которых повышенное заклинание получит дополнительные преимущества. Для каждого такого круга написано, какие именно параметры заклинания изменятся. При использовании или подготовке заклинания следует читать раздел только для того круга, который вы решили использовать или подготовить; если эффекты заклинания этого круга включают эффекты варианта более низкого круга, они будут дополни тельно указаны в этом же разделе.
В некоторых разделах «Повышенное» может быть в скобках указано число с плюсом. В этом случае повышение даёт дополнительные преимущества в зависимости от количества кругов повышения. Указанный эффект применяется всякий раз, когда круг заклинания превышает минимальный на кратное указанному числу значение; эффекты при этом суммируются. Например, в описании огненного шара указано «Повышенное (+1): урон увеличивается на 2d6». Это означает, что огненный шар, наносящий на 3 круге 6d6 урона огнём, при повышении до 4 круга будет наносить 8d6 урона огнём, при повышении до 5 круга — 10d6 урона огнём и так далее.
Повышенные спонтанные заклинания
Для повышения заклинания спонтанные заклинатели должны знать вариант заклинания того круга, на котором хотят его сотворить. Вы можете добавить в свой репертуар заклинаний варианты одного и того же заклинания для разных кругов, чтобы было из чего выбрать. Так, если вы добавили в свой репертуар огненный шар 3 круга и огненный шар 5 круга, то можете сотворить его либо как заклинание 3 круга, либо как заклинание 5 круга, но огненный шар 4 круга при этом сотворить не сможете.У многих классов спонтанных заклинателей есть способности, подобные классовой особенности фирменные заклинания, которые позволяют использовать повышенные варианты ограниченного числа заклинаний, даже если вы знаете их только на одном круге.
Будучи спонтанным заклинателем, вы также можете сотворить заклинание более низкого круга с применением ячейки более высокого круга, не повышая его и не зная его варианта более высокого круга. Таким образом, вы сотворите заклинание с тем кругом, на котором его знаете, а не кругом ячейки. Так как у такого заклинания не будет эффектов повышения, такой способ использования ячеек довольно неэффективен, за исключением довольно специфических случаев. Например, если ваша группа сражается с невидимым врагом, а у вас в репертуаре есть озаряющий свет, но вы уже потратили все ячейки заклинаний 2 круга, стоит сотворить это заклинание из ячейки 3 круга, пусть у него и не будет эффекта повышения.
ФОКУСЫ
Фокус — особый тип заклинания. Он слабее, чем прочие заклинания, но может применяться более свободно и гибко. В блоке параметров рядом с названием фокуса написано «Фокус», а не «Заклинание», также у него есть дескриптор «фокус». Сотворение фокуса не расходует ячеек заклинаний: фокусы можно применять неограниченно, любое количество раз в день. Если вы заклинатель, который подготавливает заклинания, то можете подготовить определённое количество фокусов в день, ячейки заклинаний для этого использовать нельзя.Фокус всегда автоматически повышается до значения круга, равного половине вашего уровня (с округлением вверх). На практике это означает, что в большинстве случаев круг фокуса будет равен наивысшему кругу доступных вам ячеек заклинаний.
ФОКАЛЬНЫЕ ЗАКЛИНАНИЯ
Фокальные заклинания — особый тип заклинаний, которые получают благодаря углублённому изучению какой-то дисциплины, напрямую от божества или из другого особого источника. Вы не выбираете фокальные заклинания из списка заклинаний, а получаете только при помощи особых классовых особенностей или черт. Более того, для сотворения фокальных заклинаний применяются фокальные пункты (ФП) — вы не можете использовать ячейки заклинаний для подготовки или сотворения фокальных заклинаний. Вы также не можете использовать ФП для сотворения каких-либо заклинаний, кроме фокальных. Фокальные заклинания доступны и персонажам некоторых классов без обычных заклинаний, например следопытам. В блоке параметров рядом с названием фокального заклинания написано «Фокальное», а не «Заклинание», также у него есть дескриптор «фокальное».Фокальные заклинания автоматически повышаются до значения круга, равного половине вашего уровня (с округлением вверх), совсем как фокусы. Вы не можете сотворить фокальное заклинание, если его минимальный круг превышает половину вашего уровня (с округлением вверх), даже если каким-то образом получили к нему доступ.
Для сотворения любого вашего фокального заклинания требуется потратить 1 ФП. Вы автоматически получаете запас ФП, когда впервые получаете способность, позволяющую использовать фокальное заклинание. Ваш максимум ФП равен числу известных вам фокальных заклинаний или 3 (смотря что меньше). В этом числе учитываются только фокальные заклинания, которые требуют траты ФП для сотворения (например, фокусы-композиции барда не считаются).
Вы восстанавливаете все ФП во время ежедневной подготовки. Кроме этого, вы можете использовать занятие Фокусировка — молиться, учиться, медитировать или иным способом обратиться к источнику фокальной магии и восстановить 1 ФП. Вы можете использовать это занятие многократно, чтобы восстановить ФП вплоть до максимума.
заклинатели и фокальные заклинания
Если вы — заклинатель, ваши фокальные заклинания относятся к той же традиции, что и заклинания класса, благодаря которому вы получили их. Фокальные заклинания барда — оккультные, волшебника — мистические, друида — первобытные, жреца — сакральные, а у ведьмы традиция зависит от покровителя.не-заклинатели и фокальные заклинания
Если вы получили фокальное заклинание благодаря классу или иному источнику, не дающему возможности творить заклинания, то способность, дающая фокальное заклинание, определяет и уровень умения для проверок атаки заклинанием и СА заклинаний, и его магическую традицию. Вы можете творить свои фокальные заклинания, но не можете использовать правила и черты, требующие быть заклинателем или классовую особенность заклинания (для этого требуются ячейки заклинаний).фп из разных источников
В некоторых случаях (чаще всего при использовании архетипов) можно получить фокальные заклинания сразу из нескольких источников. В этом случае вы получаете общий запас ФП, суммируя все фокальные заклинания для определения его размера. ФП не делятся в зависимости от источника; вы можете тратить любые из них на сотворение любых фокальных заклинаний. Во время Фокусировки вы восстанавливаете 1 ФП, совершая деяние, описанное для любой из способностей, даровавшей вам фокальные заклинания. ФП из разных источников не меняют традиции ваших заклинаний; если у вас есть заклинания домена жреца и заклинания ордена друида, заклинания домена останутся сакральными, а заклинания ордена — первобытными. В такой ситуации модификатор характеристики определяется источником фокального заклинания.ВРОЖДЁННЫЕ ЗАКЛИНАНИЯ
Некоторые заклинания для вашего персонажа естественны и чаще всего получены благодаря магическому предмету или принадлежности к народу. Они называются врождёнными. Они не позволяют использовать способности, требующие быть заклинателем (для этого требуются ячейки заклинаний). В описании способности, даровавшей вам врождённое заклинание, указана частота его использования (как правило, 1 раз в день) и магическая традиция. Врождённые заклинания восстанавливаются во время ежедневной подготовки. Врождённые фокусы творятся неограниченно и повышаются согласно обычным для фокусов правилам, если не указано иное.Когда вы получаете врождённое заклинание, вы становитесь умелы в атаке заклинанием и СЛ заклинаний на изученном уровне На 12 уровне уровень умения в них повышается до экспертного. Если не указано иное, то в качестве модификатора заклинательной характеристики для врождённых заклинаний используется модификатор вашей Харизмы.
Если у вас есть врождённое заклинание, вы можете сотворить его, даже если обычно не можете творить заклинания этого круга. Это распространено у чудовищ.
Вы не можете использовать ячейки заклинаний для сотворения своих врождённых заклинаний, но ваш класс вполне может позволить подготавливать или творить то же самое заклинание. Вы не можете повышать врождённые заклинания, но некоторые способности, дарующие их, могут дать вам врождённое заклинание с кругом выше минимального или изменить круг его сотворения.
СОТВОРЕНИЕ ЗАКЛИНАНИЙ
Сотворение заклинаний может представлять собой как произнесение простого волшебного слова, создающего короткий эффект, так и сложный и трудоёмкий процесс, занимающий от нескольких минут до нескольких часов и оказывающий долговременное воздействие. Сотворение заклинаний требует жестов и произнесения слов силы, так что невозможность говорить обычно мешает большинству заклинателей. Если ваш персонаж обладает давним увечьем, которое мешает его речи или осложняет её (как описано в «Основной книге ведущего»), обсудите с ведущим сходный способ сотворения заклинаний, например выстукивание особого кода на посохе или свист. Сотворение заклинания сопровождается явными признаками, такими как яркие огоньки, звуки треска молний и запахи, присущие собирающейся в воздухе магии. Почти все заклинания также сопровождаются появлением соответствующего знака заклинания — это яркое светящееся кольцо магических символов, которое возникает в воздухе, обычно вокруг ваших рук. Однако его вид зависит от того, какой вы заклинатель: у волшебников с академическим образованием знаки обычно изящные и аккуратные, У друидов же могут быть более простыми, а у жрецов — вдохновлёнными их божествами. То, как именно выглядит сотворение заклинаний, отличается от традиции к традиции, от класса к классу или даже от заклинателя к заклинателю. Дайте свободу своей фантазии!Заклинания могут требовать разное количество действий, что отображено в блоках параметров. Сотворение фокусов, заклинаний из ячеек и фокальных заклинаний происходит по одному и тому же принципу, однако для сотворения заклинания из ячейки вам придётся потратить его, а для сотворения фокального заклинания — потратить 1 ФП. Некоторые правила ссылаются на занятие Сотворение заклинания, например «если вашим следующим действием будет Сотворение заклинания». Любое заклинание считается занятием Сотворение заклинания и обладает конкретными для данного заклинания параметрами.
стоимость и фокусирующие предметы
Для некоторых заклинаний требуется оплатить стоимость или использовать фокусирующий предмет. В стоимость могут входить как деньги, так и ценные материалы и иные ресурсы (например, драгоценные камни или магические реагенты), которые нужно израсходовать при сотворении заклинания.Фокусирующий предмет помогает направить магическую энергию заклинания, но не расходуется при сотворении. В качестве части Сотворения заклинания вы достаёте фокусирующий предмет (если это необходимо и у вас есть свободная рука), совершаете с ним необходимые манипуляции и можете вернуть его на место, если захотите. Фокусирующие предметы недёшевы, ими стоит обзавестись заранее. У фокусирующих предметов незначительный вес, если не указано иное.
долгое время сотворения
Для сотворения некоторых заклинаний требуется несколько минут или часов. При сотворении такого заклинания вы не можете использовать другие действия или ответные действия, но с позволения ведущего можете найти время, чтобы произнести пару фраз. Как и в случае с другими продолжительными занятиями, у такого заклинания дескриптор «исследование» и его нельзя сотворить во время сцены. Если в процессе сотворения начнётся бой, оно будет сорвано (см. «Сорванные и потерянные заклинания» далее).сорванные и потерянные заклинания
Ряд способностей и заклинаний может сорвать заклинание, при этом оно теряется без эффекта после того, как вы потратили ячейку, действия и стоимость заклинания. Если заклинание сорвано в ходе Поддержания, оно немедленно прекращается. Подробные правила срывания действий описаны в главе 8.ДИСТАНЦИЯ, ОБЛАСТЬ И ЦЕЛИ
Заклинания с указанной дистанцией могут влиять на цели, создавать области эффектов или воплощать что-либо только в пределах этого расстояния. Дистанция большинства заклинаний измеряется в футах, но некоторые могут оказывать свой эффект на расстоянии многих миль, в любой точке планеты или распространяться даже за её пределы!касание
Заклинание с дистанцией «касание» требует от вас коснуться цели. Чтобы определить, можете ли вы коснуться цели, используется зона досягаемости ваших безоружных атак. Как правило, касание цели происходит автоматически, хотя в описании заклинания может быть указано, что цели позволяется пройти испытание или что вы должны совершить проверку атаки заклинанием. Если способность увеличивает дистанцию такого заклинания, за базовую дистанцию принимают 0 футов.области
У заклинания может быть область эффекта: взрыв, линия, конус или эманация. В главе 8 рассказывается, как правильно измерять области. Если начальной точкой заклинания являетесь вы, у заклинания есть только область, а если вы можете создать область эффекта на некотором расстоянии от себя, то у заклинания есть и дистанция, и область.цели
Некоторые заклинания позволяют вам напрямую выбрать в качестве своей цели существо, объект или нечто более конкретное. Цель заклинания при этом должна быть в пределах его дистанции, и вы должны её видеть (или наблюдать, используя иной точный способ восприятия). С разрешения ведущего вы можете попытаться выбрать в качестве цели и существо, которое видеть не можете. Даже если вам не удалось выбрать целью конкретное существо, заклинание подействует на остальные возможные цели как обычно.Если вы выбрали для заклинания неподходящую цель, например приняв вампира за живое существо и сотворив на него заклинание, действующее только на живых, ваше заклинание не сможет выбрать его целью. Если вы сотворили заклинание на подходящую цель, но она во время его длительности перестала быть подходящей, заклинание обычно прекращается, но в некоторых случаях ведущий может решить иначе. Некоторые заклинания ограничены в выборе только согласными целями. Игрок может объявить своего персонажа согласным или несогласным и изменить это решение в любое время, вне зависимости от порядка хода и состояния персонажа (который может быть парализован, без сознания или вообще мёртв).
Если эффект заклинания распространяется на нескольких существ в области, в его описании могут быть и раздел «Область», и раздел «Цели». Если у заклинания есть только область, но не цели, оно, как правило, действует на всех существ в области без исключения.
линия досягаемости
Как правило, до цели, начальной точки области заклинания или места, где вы собираетесь что-то создать при его помощи, должна вести прямая линия без преград. Подробнее о линии досягаемости можно прочесть в главе 8.ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
Длительность заклинания указывает, насколько долго длится его эффект. Если заклинание не мгновенное, в его описании обязательно присутствует раздел «Длительность». Заклинание может длиться до начала или конца хода, в течение определённого количества раундов, минут или даже дольше. Если длительность указана в раундах, оставшаяся длительность уменьшается на 1 в начале каждого хода заклинателя; когда длительность снижается до 0, заклинание прекращается. Эффекты некоторых заклинаний сохраняются даже после окончания действия заклинания. Любой длящийся эффект, не указанный в разделе длительности, магическим не считается. Например, заклинание без длительности, производящее громкий звук, может кого-то оглушить на время или даже навсегда. Подобную глухоту нельзя нейтрализовать, поскольку она сама по себе не магическая (но её можно вылечить при помощи другой магии, например крепкое тело).Если сотворивший заклинание умрёт или будет выведен из строя во время длительности заклинания, оно продолжает действовать вплоть до истечения длительности (при значении инициативы выбывшего из строя заклинателя).
поддержание заклинаний
Если в длительности заклинания указано, что заклинание «поддерживаемое», его эффект длится до конца вашего следующего хода. В этот ход вы можете использовать действие Поддержание, чтобы увеличить длительность этого заклинания.длительные заклинания
Если в длительности заклинания указано, что его эффект сохраняется до следующей ежедневной подготовки, вы на следующий день можете не подготавливать в ячейке этого заклинания новое (спонтанные заклинатели вместо этого могут потратить ячейку заклинаний во время ежедневной подготовки). В этом случае длительность заклинания вырастет до следующей вашей ежедневной подготовки, что фактически является Поддержанием заклинания в течение продолжительного времени. Если вы используете ячейку для подготовки нового заклинания (или решите её не тратить), заклинание прекратится. Если заклинание было сотворено без использования ваших ячеек, поступить так нельзя. Если вы мертвы или иным образом выведены из строя по прошествии 24 часов с момента Сотворения заклинания или последнего его продления, оно прекращается. Заклинания с неограниченной длительностью сохраняют эффект до тех пор, пока не будут нейтрализованы или до Прекращения. Сохранять ячейку под такие заклинания не требуется.прекращение заклинаний
Некоторые заклинания можно прекратить, завершив их эффект до окончания длительности. Для этого заклинателю или цели нужно использовать действие Прекращение.ЗАЩИТА
Если цель может пройти испытание или использовать свой КБ для защиты от заклинания, это указано в его параметрах. Все подробности о результатах и времени прохождения указываются в описании заклинания, за исключением случаев, когда в разделе указано «обычное испытание», которое следует стандартным правилам. Если защита возможна только в определённых обстоятельствах или в определённое время, этот раздел опускается, поскольку в описании об этом будет рассказано подробно. Если заклинание позволяет пройти испытание, для него используется СЛ заклинаний того, кто сотворил заклинание; если же для защиты от заклинания нужен КБ, обычно требуется атака заклинанием. О расчёте СЛ заклинаний и модификатора атаки заклинанием подробнее написано в главе 8.обычные испытания
Если в разделе «Защита» указано «обычное испытание», то все эффекты заклинания связаны с указанным в его описании уроном. Если цель критически успешно проходит испытание, то не получает урона, в случае успеха получает лишь половину урона, при провале — полный урон, а при критическом провале — удвоенный урон. Правила обычных испытаний вы найдёте в главе 8.АТАКИ ЗАКЛИНАНИЕМ
Некоторые заклинания требуют успешной Проверки Атаки заклинанием по цели. Как правило, это связано с тем, что вам надо попасть в цель лучом или иным способом точно её поразить. Результат Проверки Атаки заклинанием сравнивается с КБ цели. При атаке заклинанием следует учитывать все бонусы и штрафы к проверкам атак, включая штраф за последовательные атаки. Бонусы и штрафы, применяемые исключительно для безоружных атак или атак оружием, при атаках заклинанием не учитываются. Обратите внимание, что атаки заклинанием наносят только указанный в описании заклинания урон.В редких случаях при сотворении заклинания вам может потребоваться совершить иную атаку — например, Удар оружием. В этом случае применяются все обычные правила и модификаторы этой атаки.
ОПОЗНАНИЕ ЗАКЛИНАНИЯ
В некоторых случаях вам может понадобиться опознать заклинание, особенно если его эффект неочевиден. Если вы заметили, как кто-то творит заклинание, которое вы подготовили (неважно, потратили вы его или нет) или которое есть у вас в репертуаре, вы автоматически узнаёте это заклинание (в том числе до какого круга оно повышено).Если вы хотите опознать заклинание, которое вами не подготовлено и отсутствует в репертуаре, вы должны в свой ход потратить действие, чтобы Вспомнить информацию. Чаще всего при сотворении заклинания вы замечаете явные проявления магии. Для опознания уже действующих долговременных заклинаний вместо этого требуется Опознание магии: вы не видели, как заклинание сотворили.
НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ
Некоторые заклинания, например рассеивание магии, могут устранять эффекты других заклинаний. При использовании подобных заклинаний требуется, чтобы в пределах их дистанции было хотя бы одно существо, объект или проявление нейтрализуемого заклинания. Вы совершаете проверку нейтрализации, используя модификатор Харизмы (или другой вашей заклинательной характеристики) и ваш бонус умения для атаки заклинанием.ВРАЖДЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Эффекты некоторых заклинаний не дают цели использовать враждебные действия, или заклинание прекращается в случае, если существо такое действие совершит. Враждебным действием считается то, которое вредит или наносит урон другому существу, как прямо, так и опосредованно. Если существо не знает, что его действие может причинить вред, оно не считается враждебным. Например, бросок огненного шара в толпу — враждебное действие, а открывание двери и случайное освобождение прятавшегося за ней чудовища — нет. В случае споров последнее слово остаётся за ведущим.ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ
Если заклинание срабатывает только при наступлении определённых событий или условий, для него может потребоваться задать условие. Условием служит простой сенсорный стимул: заклинание срабатывает в качестве ответного действия, когда его сенсор замечает что-то, что удовлетворяет заданному условию. В зависимости от конкретного заклинания условием может быть присутствие существ определённого типа, например «рыжебородых дварфов», или совершение какого-либо наблюдаемого действия, например «когда кто-то входит в область заклинания».Маскировка и иллюзии способны обмануть заклинание, если соответствуют заданному условию. Чтобы заклинание смогло зрением что-то обнаружить, ему нужна линия видимости от начальной точки. Темнота не препятствует видимости, но успешная проверка Скрытности, чтобы Спрятаться (против СЛ заклинания), или невидимость позволяют избежать обнаружения. Для обнаружения на слух не нужна линия видимости, но звук должен быть слышен в начальной точке заклинания. Обмануть такой сенсор можно, совершив проверку Скрытности, чтобы Красться.
СТЕНЫ
Если заклинание создаёт стену, в его описании указывается её длина, толщина, высота и условия её размещения. Некоторые стены — формируемые, им можно придать иной вид, отличный от прямой преграды, самостоятельно сформировав непрерывную стену по клеткам. При этом стена не может проходить через одно и то же пространство дважды, но в остальном может изгибаться так, что один её участок будет рядом с другим.ОПИСАНИЕ ЗАКЛИНАНИЙ
Все заклинания описаны по стандартной схеме. Для полноты структуры ниже приведены все возможные разделы, используемые в описаниях заклинаний, но для каждого конкретного заклинания часть из них может отсутствовать. Рядом с названием заклинания также указываются его тип (если это фокус или фокальное заклинание) и круг.НАЗВАНИЕ ЗАКЛИНАНИЯ
ЗАКЛИНАНИЕ (КРУГ)
ДЕСКРИПТОРЫ
Традиция: магическая традиция, к которой принадлежит заклинание. Некоторые черты и способности могут добавлять в ваш список заклинания, даже если вы не следуете традиции.
Сотворение: если сотворение длится дольше одного хода, в этом разделе пишется необходимое время, например «1 минута». Если для Сотворения заклинания требуется уплатить стоимость, использовать фокусирующий предмет, соответствовать требованиям или соблюсти условие, об этом также будет написано в этом разделе.
Дистанция, область и цели: дистанция заклинания, область эффекта и цели, на которые оно может быть применено (если они есть). Если все эти разделы отсутствуют, заклинание действует только на самого заклинателя.
Защита и длительность: если заклинание позволяет цели пройти испытание или применить КБ для защиты, здесь указывается тип защиты. Если длительность заклинания не указана, оно срабатывает мгновенно, хотя его последствия могут сохраниться значительно дольше.
Сотворение: если сотворение длится дольше одного хода, в этом разделе пишется необходимое время, например «1 минута». Если для Сотворения заклинания требуется уплатить стоимость, использовать фокусирующий предмет, соответствовать требованиям или соблюсти условие, об этом также будет написано в этом разделе.
Дистанция, область и цели: дистанция заклинания, область эффекта и цели, на которые оно может быть применено (если они есть). Если все эти разделы отсутствуют, заклинание действует только на самого заклинателя.
Защита и длительность: если заклинание позволяет цели пройти испытание или применить КБ для защиты, здесь указывается тип защиты. Если длительность заклинания не указана, оно срабатывает мгновенно, хотя его последствия могут сохраниться значительно дольше.
Под разделами длительности и испытаний проведена горизонтальная черта, после которой подробно описаны эффекты заклинания. Здесь же могут быть приведены и возможные результаты испытания: критический успех, успех, провал и критический провал.
Повышенное (круг): если заклинание обладает особыми эффектами при повышении, в конце блока параметров перечисляются его эффекты при повышении до разных кругов.
РИТУАЛЫ
Ритуал — сложное и запутанное заклинание, сотворить которое, впрочем, может каждый. Сотворение ритуала занимает больше времени, чем сотворение обычного заклинания, но и эффекты у него могут быть более мощными.сотворение ритуалов
Когда вы проводите ритуал, вы становитесь его основным заклинателем, а те, кто вам помогает, — вспомогательными заклинателями. Вы можете стать основным заклинателем, даже если не можете творить заклинания. Вы должны знать ритуал, и его круг заклинания не должен превышать половины вашего уровня (с округлением вверх). Кроме этого, вы должны быть умелы на необходимом уровне в навыке, который используется для основной проверки ритуала (см. «Проверки» ниже), которую вы, как основной заклинатель, и будете совершать для определения эффектов ритуала. Основная проверка ритуала определяет его магическую традицию.Для сотворения ритуалов не требуются ячейки заклинаний. Когда вы начинаете проведение ритуала, вы можете повысить его круг вплоть до половины вашего уровня (с округлением вверх). Для проведения ритуала требуется не менее 1 часа, а зачастую и больше. Несмотря на то, что ритуал — занятие в свободное время, его можно с определённым риском провести во время исследования, если вас не будут прерывать достаточно долгое время. Время сотворения ритуалов обычно указывается в днях. В течение каждого дня сотворения все участвующие заклинатели должны посвятить его сотворению 8 часов с перерывами на отдых при проведении многодневных ритуалов. Многодневный ритуал может продолжать один заклинатель (как правило, несложными напевами или медитацией), пока остальные заклинатели отдыхают. Для всех ритуалов на протяжении всего времени сотворения требуются магические слова и жесты.
Изучение ритуалов
Изучение ритуала не учитывается при ограничениях на количество заклинаний в вашем репертуаре или иных ограничениях, предусмотренных для вас как заклинателя. Не существует ритуалов обычной редкости, но если вы хорошо постараетесь, то, возможно, найдёте того, кто сможет провести для вас необычный ритуал. Правда, не факт, что вас согласятся научить ему.Стоимость
В разделе «Стоимость» блока параметров ритуала перечислены ценные компоненты, необходимые для его сотворения. Если они не требуются, раздел отсутствует. Все указанные компоненты расходуются, когда вы совершаете основную проверку навыка. Стоимость часто представлена в виде произведения базовой стоимости, уровня цели и иногда круга заклинания. Если уровень цели ниже 1, стоимость вместо этого умножается на 1. Для повышенных вариантов, у которых увеличивается базовая стоимость, она умножается на уровень цели или другое значение, как обычно. У большей части ритуалов, позволяющих создавать постоянных существ (например, создание нежити), стоимость зависит от круга заклинания.РИТУАЛЫ СОЗДАНИЯ СУЩЕСТВ
Уровень Существа | Требуемый круг ритуала | Стоимость |
-1 or 0 | 2 | 15 зм |
1 | 2 | 60 зм |
2 | 3 | 105 зм |
3 | 3 | 180 зм |
4 | 4 | 300 зм |
5 | 4 | 480 зм |
6 | 5 | 750 зм |
7 | 5 | 1,080 зм |
8 | 6 | 1,500 зм |
9 | 6 | 2,100 зм |
10 | 7 | 3,000 зм |
11 | 7 | 4,200 зм |
12 | 8 | 6,000 зм |
13 | 8 | 9,000 зм |
14 | 9 | 13,500 зм |
15 | 9 | 19,500 зм |
16 | 10 | 30,000 зм |
17 | 10 | 45,000 зм |
Вспомогательные заклинатели
Для многих ритуалов требуются вспомогательные заклинатели, которым также не нужно уметь творить заклинания. В отличие от основного заклинателя, вспомогательный заклинатель необязательно должен быть умел в навыке на определённом уровне или быть необходимого уровня. Раздел «Вспомогательные заклинатели», если он есть, определяет минимальное количество необходимых вспомогательных заклинателей.Проверки
В кульминационный момент ритуала вы должны совершить проверку навыка^ указанную в разделе «Основная проверка», чтобы определить исход ритуала. СЛ основной проверки обычно определяется как очень сложная СЛ для уровня, в два раза превышающего круг ритуала. Как и в случае с другими занятиями в свободное время, эффекты удачи и неудачи не могут повлиять на результаты ваших проверок для ритуала, равно как и прочие бонусы и штрафы, которые не действовали в течение всего процесса.Ведущий может изменять СЛ ритуалов, добавлять или изменять основные или вспомогательные проверки или даже отменить требования в зависимости от обстоятельств. Например, исполнение ритуала в новолуние в месте сплетения лей-линий может существенно облегчить его проведение.
Вспомогательные проверки
Зачастую ритуал требует вспомогательных проверок, которые олицетворяют определённые аспекты его сотворения; их СЛ чаще всего определяется как стандартная СЛ для уровня, в два раза превышающего круг ритуала. Каждую вспомогательную проверку должен совершать отдельный вспомогательный заклинатель, и если их больше, чем проверок, лишние заклинатели проверок не совершают.Вспомогательные заклинатели совершают свои проверки до того, как вы совершите основную, и вне зависимости от результатов вспомогательных проверок ритуал продолжается, переходя к основной. Результаты вспомогательных проверок влияют на основную следующим образом:
Критический успех: вы получаете ситуативный бонус +2 к основной проверке.
Успех: не даёт ни бонуса, ни штрафа.
Провал: вы получаете ситуативный штраф -4 к основной проверке.
Критический провал: аналогичен провалу, и вы снижаете степень успешности основной проверки на одну ступень.